Центральный защитник «Акрона» Илья Зуев в прошлом сезоне защищал цвета томичей, с которыми тольяттинцам завтра предстоит встретиться в матче 6 тура Олимп-ФНЛ. Игрок рассказал о перипетиях прошлого сезона, противостоянии команд и своём универсализме.
– С какими эмоциями летишь в Томск?
– В прошлом сезоне в «Томи» сложился хороший коллектив. Правда, с того состава осталось мало ребят. Но эмоции позитивные, конечно.
– Какие самые яркие воспоминания у тебя остались от сезона, проведённого в Томске?
– Больше всего запомнился первый матч после зимней паузы во Владикавказе. На последних минутах вырвали победу у «Алании» – 3:2. Такое не забывается.
– Чем сильна сегодняшняя «Томь»? Чего стоит опасаться «Акрону»?
– Смотрел пару матчей «Томи» в новом сезоне, не увидел ничего отличающегося от большинства команд лиги. Команда боевитая, желающая победить дома, но остерегаться «Акрону» нечего. Наша задача навязать свой футбол, контролировать ход игры и увезти из Томска столь необходимые три очка.
– Какой видишь завтрашнюю игру? С обилием единоборств? Поле в Томске позволит комбинировать?
– Поле в Томске сейчас нормального качества. В принципе ничего не должно помешать играть в короткий и средний пас. «Акрон» старается быть вариативным. Игра покажет, в каком ключе нужно будет действовать. Мы готовили различные варианты.
– То, что «Томь» переформатировалась на ходу, плюс для «Акрона»?
– Хотя они и начали комплектоваться под выступление во второй лиге, в «Томи» до последнего надеялись на сохранение места в ФНЛ. Команда доукомплектовывается по ходу первенства, но выглядит достойно – смогла нанести пока единственное поражение «Балтике».
– 14 желтых карточек в прошлом сезоне – твой антирекорд по предупреждениям в карьере. Это отголоски борьбы за выживание или минусы игровой модели, по которой действовали?
– Так совпало. Половина из них была за «разговоры» с арбитром. Могу сказать, что выводы сделаны (смеётся).
– Какой момент, как считаешь, был ключевым в противоборстве «Акрона» и «Томи» весной?
– Незасчитанный гол «Томи» в Хабаровске. В случае победы был бы другой расклад в таблице, психологический настрой у команд. Главный тренер сказал тогда не зацикливаться на этом моменте. Велел играть до конца и искать новые возможности для взятия ворот. То, что в оставшихся играх груз ответственности давил бы меньше, это да. Но шансы выправить ситуацию в заключительных турах еще оставались, соперники тоже шли неровно.
– В Томске пристально следили за результатами прямых конкурентов?
– Нет, это было бессмысленно. «Томи» нужно было сокращать разрыв, побеждать несмотря ни на что, чтобы приблизиться к спасительному 16 месту. Мы были сосредоточены на своей игре.
– Против «Акрона» ты сыграл всего тайм из четырёх возможных. Почему так вышло?
– В первом тайме матча в Томске я получил жёлтую карточку, поэтому меня сняли с игры после перерыва. А в Жигулевске не вышел из-за того, что тренер предпочёл не менять победный состав. Я пропускал тур перед «Акроном» из-за перебора желтых.
– Вторую половину сезона командой руководил Кержаков. Какие тренерские качества можешь выделить у него и как сильно он влиял на тренировочный процесс?
– Он хороший мотиватор. Всегда находил нужные слова, помогал нам сосредоточиться на играх, чтобы добиваться результата. Конечно, весомый вклад в тактическую подготовку вносили и его помощники.
– В апрельской очной встрече команды не смогли открыть счёт, хотя «Томь» играла в большинстве с 20 минуты. «Акрон» так неудобно играл или просто не повезло?
– Не повезло. Было несколько хороших моментов у «Томи», Волков выручил.
– Судьбу «Томи» решило буквально одно очко. За счёт чего удалось отыграть такой очковый гандикап?
– За счёт сложившегося коллектива, прихода хороших молодых игроков.
– Ты играл и в опорной зоне, и в защите…
– … и в нападении! В составе «Зенита-2» провёл целый матч центрфорвардом. Мы боролись за выживание в ФНЛ, в заключительной игре сезона встречались с «Шинником». Константин Зырянов решил выпустить меня нападающим, мне удалось забить гол – мы выиграли 1:0. Самое интересное, что по ходу этого матча красную карточку получил один из наших центральных защитников. Меня передвинули доигрывать в оборонительную линию – замена не понадобилась (смеётся).
– Редко встретишь, чтобы защитника отряжали вперёд с первых минут…
– Я же все детство играл нападающего. В один момент нужно уже было определяться с позицией на поле – выбрал центрального защитника. Все были в шоке, так как я довольно много забивал. Но потянуло меня больше в оборону. Может, ещё сыграл такой фактор, что мой приятель Евгений Марков играл со мной в паре в защите. Он также, как и я, мог менять амплуа по ходу матча. Он ездил на Чемпионат России по 1993 году центральным защитником, а сейчас в Туле действует впереди.
– Ну и в воротах ты тоже играл! В рамке тебя можно было увидеть в матче с «Чертаново» прошлого сезона. Почему ты встал в ворота?
– Мы ехали в автобусе. Ко мне подошёл тренер вратарей и спросил, смогу ли я быть вторым номером в предстоящем матче. Хотели ещё предложить перчатки Давиду Мильдзихову, но я рассказал, что по юношам сыграл один матч в воротах. Перед игрой в раздевалке уже висела вратарская форма с моей фамилией (смеётся), так что выбора у меня не было. История, конечно, фантастическая, но в команде на тот момент были проблемы с голкиперами. Второй вратарь заболел. По закону жанра в середине второго тайма удалили Дениса Вавилина и настал мой вратарский час. Почему сразу не выпустили меня в поле защитником? У меня недавно было микроповреждение, небольшой дискомфорт. Тренеры решили без лишней надобности поберечь меня.
– Ты же по-моему почти вытащил пенальти от Молтенинова?
– Да, так и есть. Угадал направление удара. Подумал, я же вратарь, зачем-то полез доставать мяч руками (смеётся), но нужно было просто выбить его ногами.
– Смотрел свой Instat Index после матча?
– Нет, честно не смотрел. Самое интересное, что в этот день я второй раз стал отцом. Когда жена всё это увидела, была в шоке (улыбается).
– Если вдруг приспичит, и нужно будет защищать последний рубеж, готов снова надеть перчатки?
– Не хотелось бы, конечно, но не откажу.
– В межсезонье команда долго находилась в подвешенном состоянии. Этот фактор стал для тебя ключевым в смене клуба?
– Можно сказать и так.
– Как возник вариант с «Акроном» и на решение каких задач тебя приглашали в Тольятти?
– Тогда ещё спортивным директором «Акрона» был Виктор Файзулин. Он позвонил мне после окончания сезона, предложил попробовать свои силы в «Акроне». Мы были давно знакомы по «Зениту», даже вместе тренировались на сборах основной команды. Что касается задач, то говорили про борьбу за месте в четверке. В принципе, это соответствует действительности и сейчас. Хочется решать большие задачи с «Акроном».
– Что-то уже успел посмотреть в Тольятти? Семья к тебе присоединилась?
– Да, семья уже в сборе. Честно говоря, пока нет времени окультуриваться. За меня этот пробел восполняют родные. Жена уже съездила с детьми погулять в Самаре. Да и в такую жару не особо нагуляешься.
– Наверное в команде на старте сезона рассчитывали на более стабильный набор очков. Команда до сих пор притирается друг к другу?
– Нехватка взаимопонимания, над которым мы ежедневно работаем, наверное, имеет место быть. Плюс где-то не везёт. Считаю, что мы играем хорошо, контролируем большую часть матчей, но всё решают эпизоды. Ставить комбинационную игру всегда сложнее и дольше.
– Ты принял участие во всех шести матчах. В каком матче соперник был наиболее крепким, а в каком тот, после результата с которым посыпали голову пеплом?
– Самая тяжелая игра была с «Балтикой». А матч, где мы сами всё упустили, был в Кубке с «Енисеем». Мне кажется, мы очень хорошо смотрелись. Если бы мы сравняли, по пенальти бы выиграли.
– Всю свою карьеру ты проводишь под 58 номером. Чем он для тебя символичен?
– В дубле «Зенита» выбор был нешироким. Попался номер 58. Обе цифры мне нравятся, поэтому с ними я и продолжаю идти по футбольной жизни.