В интервью изданию «SportClub» полузащитник тольяттинцев поведал о живописном заповеднике в Красноярске, рассказал о совместной работе с Магомедом Адиевым, поделился мнением о Фэшене Сакала, вспомнил Юрия Дюпина времен «Анжи», раскрыл причины ухода из «Спартака» и поделился ожиданиями от будущего в «Акроне».
О Брянске и «Сатурне»
– Вы из Брянска. Как в этом городе с футбольной инфраструктурой?
– Все в полном порядке. Команда сейчас выступает во втором дивизионе, есть футбольная база и хороший стадион. Не знаю, как обстоит дело с детско-юношеским футболом, но открыто много частных школ, и, видимо, дети их посещают.
– Какие в Брянске есть достопримечательности для туристов?
– Свенский монастырь, усадьба дворянского рода Тютчевых – «Овстуг». Есть множество мемориалов в честь брянских партизан, также в городе находится «Партизанская поляна».
– Следите за «Динамо-Брянск» из ПФЛ?
– Да, так как мой друг работает главным тренером клуба. По возможности слежу за результатами, а если время позволяет, то смотрю матчи.
– Брянск граничит с Беларусью. Были варианты из этой страны?
– Нет, насколько мне известно, не было. Пока не вижу смысла продолжать карьеру в Беларуси.
– Как вас заметили скауты «Мастер-Сатурна»?
– На турнире в городе Рязани проходило соревнование «Кожаный мяч». Селекционеры меня увидели на этом турнире.
– Из «Сатурна» вы ушли на фоне перевода клуба в ПФЛ. Что послужило причиной временного краха клуба?
– Долги большие, что еще может быть. Отсутствие стабильного финансирования сыграло роль.
О «Спартаке-2» и первом матче на «Открытие-Арене»
– В 2011 вы перебрались в «Спартак». Почему выбрали именно «красно-белых»?
– Я больше склонялся к другим вариантам, но карты так совпали, что выбрал «Спартак». Если скажу, что болел за «Спартак», это будет банально. Я больше как игрок смотрел матчи и думал, что в этом клубе начну прогрессировать и расти в профессиональном плане.
– После Брянска и Раменского почувствовали в бытовом плане разницу с Москвой?
– Я уехал в 13 лет из Брянска и особо в город (Егорьевск, прим.ред.) не выходил, в основном все было на территории спортивного интерната. Когда наступает осознанный возраст, то в городе чаще бываешь, но в юности не до развлечений было.
– Вы сыграли в первом матче на «Открытии Арене» против «Црвены Звезды». Какие эмоции?
– Самые положительные, так как было приятно при таком количестве болельщиков сыграть в столь знаменательной игре. Этот матч останется не только в истории, но и в моей памяти навсегда.
– В «Спартаке-2» вы играли с легионерами Сакалой и Нимели. На каком языке общались?
– Нимели прилично знал разговорный русский, а с Сакала в быту не общались особо, но на поле использовали главный язык – футбольный. Плюс он знал какие-то рабочие фразы типа налево или направо.
– Сакала сейчас играет в шотландском «Рейнджерс». Какие качества помогли ему туда попасть?
– Мне трудно рассуждать о его человеческих качествах, так как мы мало общались. Отмечу неплохую скорость, да и вообще он парень коренастый, классно стоял на ногах и бил неплохо при первой же возможности. Для нападающего это самый важный компонент игры.
– В «Спартаке-2» вы были лидером, но за главный клуб в РПЛ не сыграли. Почему?
– Если не сыграл, значит, недостаточно был готов на тот момент. Кого-то обвинять нет смысла. Надо спрашивать всегда только с себя.
– В сезоне 2016/17 «Спартак-2» занял 6 место и почти проник в стыки. Удалось ли бы выйти в РПЛ, если бы регламент позволял?
– Я думаю неправильно говорить под таким углом. Если бы сыграли, тогда увидели бы. А так есть регламент, который невозможно нарушать. Наша цель сводилась к постоянным победам. Да, мы не сыграли бы в РПЛ из-за регламента, но зато сделали бы себе подарок при выходе в стыке и показали, что можем в них сыграть.
– Психологически давило, что «Спартак-2» не выйдет в РПЛ при любом раскладе?
– Нет, главная задача «Спартака-2» – обеспечение некоего трамплина и площадки для главной команды. Если хорошо себя зарекомендуешь, то попадаешь в первый состав «Спартака». Если нет, идешь за практикой в другие клубы. На мой взгляд, это отличная площадка для молодых футболистов.
– В какой момент поняли, что нужно прощаться со «Спартаком»?
– В 2016 году, как раз в сезоне 2016/17, о котором говорили уже. Понял, что нужно уходить, хотя были варианты остаться. Я имел продолжительный контракт, но не желал продолжать игру во второй команде, а в первой у меня было бы мало игрового времени. Да я и не знал, получал ли бы его вообще. Я принял решение и посчитал, что нужно уходить на повышение и пробовать свои силы в другом клубе.
– Кто был самым сильным игроком «Спартака-2» при вас?
– Тяжело выделить одного, так как была качественная команда с качественными исполнителями. Нашу команду всю разобрали впоследствии – многие остались в РПЛ, кто-то оказался в хороших клубах на уровне ФНЛ. Это показатель того, что в «Спартаке-2» собрались хорошие футболисты. В каждой команде есть личности. Мы были сильны именно как коллектив.
– «Спартак» не слишком удачно стартовал в РПЛ. С чем связано?
– Мне это неинтересно, у меня есть свои дела и свои игры. У меня нет времени погружаться в это, и я не располагаю информацией. Нужно находиться внутри клуба, в системе, чтобы трезво оценивать ситуацию.
О «СКА-Хабаровске», полноценном дебюте в РПЛ против «Спартака» и холоде на Дальнем Востоке
– Как возник вариант со «СКА-Хабаровск»?
– Со мной связался агент и сказал, что есть конкретное предложение из Хабаровска. Я особо не думал, так как клуб выступал в Премьер-Лиге.
– Как после центральной части РФ адаптировались к Дальнему Востоку?
– Нормально. Я был молодым парнем, без семьи на тот момент, было проще. Препятствий или сложностей не возникало. Первое время напрягали акклиматизация и большая разница в часовых поясах, но в целом потом привыкаешь.
– Кто выделялся в хабаровском клубе?
– Футбол – командный вид спорта, не в моей компетенции оценивать игроков. Я действующий футболист, да и некорректно выделять 1 или 2 человек. Мы делали общее дело, и если кто-то выпадает из игры, он себя не проявит. Это не индивидуальный вид спорта.
– Полноценный дебют за «СКА-Хабаровск» состоялся в игре со «Спартаком». Какие испытали эмоции?
– Положительные, так как мы не проиграли и удержали ничью. Но знаете, была бы на месте «Спартака» другая команда – эмоции все равно были бы положительными. А то, что попался «Спартак» – немного символично. Было приятно полноценно дебютировать в РПЛ в игре с предыдущим клубом.
– Довбня – герой того матча? 13 сэйвов!
– Да, пожалуй, он очень часто выручал нас в том матче.
– Я слышал, что зимой в Хабаровске играть нереально. Что скажете?
– Тяжело порой приходилось в завершающих матчах календарного года играть, но календарь есть календарь, и его люди составляли не просто так. Но футбола в ноябре-декабре в Хабаровске было мало.
– Много ли болельщиков приходило поддержать «СКА-Хабаровск»?
– Приходило достаточно человек в такую холодную погоду – люди утеплялись, поддерживали нас и искренне переживали за команду.
– Считаете ли вы, что целесообразнее позволять «СКА-Хабаровску» играть в декабре в центральной части страны?
– Наше дело играть, а в этом вопросе есть компетентные люди, которые составляют календарь.
О красотах Дагестана и работе с Адиевым в «Анжи»
– В «Анжи», если верить прессе, были проблемы с финансированием. Как справлялись?
– Какие-то деньги имелись на первоначальном этапе, но неполные суммы все-таки выплатили. Затем перестали выплачивать, но выручали определенные накопления.
– Дагестан – красивый регион. Как там можно провести досуг?
– Я как турист там нечасто бывал, так как мы базировались в Подмосковье, и только последний месяц проживали в Дагестане. Жили далеко от города, но я не выбирался никуда. С питанием проблем никогда нет, все очень вкусно, да и народ приветливый, гостеприимный, как в большинстве кавказских регионов.
– В «Анжи» с вами играл Юрий Дюпин. Видели в нем потенциал для сборной?
– Потенциал всегда есть. Если посмотреть старые матчи, он нас часто выручал. Юрий – молодец, он заслужил вызов в сборную России.
– Говорят, Адиев – хороший мотиватор. Что скажете о нем?
– Соглашусь с этим. Он большой мотиватор, и тогда все держалось на нем. Все в клубе это понимали, а руководство «Анжи» дорожило Адиевым. В такой ситуации не каждый может настроить команду, а ему приходилось делать это очень хорошо. Я считаю, что он очень качественный специалист и в плане тактики.
– Как в Дагестане было с поддержкой команды?
– Все в полном порядке. Футбол в регионе любят. Конечно, многие болельщики видели и золотое время у «Анжи», и некоторые люди жили теми временами, но они оказывали достойную поддержку на домашних матчах.
О заповеднике в Красноярске, манеже «Енисея» и дружбе с Пуцко
– «Енисей» играл в манеже. Непривычно?
– А что остается делать в таком климате? Лучше играть при болельщиках, чем без них при 25-26 градусах ниже ноля. В таких регионах должны быть манежи, ибо климат далеко не жаркий. Это большой плюс, что есть манеж. Лучше играть в закрытом помещении и показывать качественный футбол. При подобной температуре во время матча на улице становится не до игры – ждешь финальный свисток.
– Вы поиграли за два года в Красноярске и Хабаровске. Тяжело ли было в семейном плане перестроиться?
– В целом нормально, так как футбол – моя работа. «СКА-Хабаровск» и «Енисей» – клубы из Премьер-Лиги, и я видел в этом только плюс, а супруга полностью поддержала мое решение.
– У вас крутая фотография, подписанная заповедник «Столбы». Что за место?
– Кажется, там 7 столбов, но лучше проверить их количество в интернете. Это очень красивое место – если человек приезжает в Красноярск, то должен обратить на него внимание. У этого заповедника очень интересная история.
– Далеко ли от стадиона «Енисея» он расположен?
– Сначала минут 20 едешь от заповедника до стадиона, а до заповедника поднимаешься на канатной дороге на гору и там уже видишь тропинки, по которым можно добраться до столбов. Я к столбам не ходил, так как зимой не слишком удобно, а летом у меня не появилось возможности туда выбраться.
– «Енисей» очень крутым роликом из фильма о Гарри Поттере объявил о вашем трансфере. Чья идея?
– Это Станислав Меркис сделал. Он раньше работал пресс-атташе «Енисея», очень креативный парень. Всем сетевым пространством «Енисея» занимался он. Но отмечу, что такие же прикольные представления были и у других ребят. Стас – большой молодец.
– В Instagram очень много прикольных комментариев вам оставляет Александр Пуцко. Я так понимаю, вы дружите со времен Брянска?
– В детстве мы только пересекались, а дружить начали в период работы в «Спартаке».
– Есть несколько фото, где вы кричите на судей и выглядите очень грозно. А какой характер у вас в обычной жизни?
– После появления дочки стараюсь быть более спокойным, но вообще очень вспыльчивый, однако быстро отхожу.
О «Чайке»
– Вы тепло попрощались с «Чайкой». Клуб – из села. Как там с инфраструктурой?
– Как написал в социальной сети, так и считаю. Человек (Андрей Чайка, прим.ред.) вкладывает большие деньги в инфраструктуру, а в регионе строится гостиничный комплекс. В том же Ростове-на-Дону есть спорткомплекс с искусственным полем. Понятно, что клуб молодой, только все строится, и нужно время, а ситуация с переводом клуба в ПФЛ чуть откинула «Чайку» назад, но я надеюсь, все будет в порядке.
– После перевода «Чайки» в ПФЛ выходили на вас клубы РПЛ?
– Насколько известно, из Премьер-Лиги никто не связывался.
Об «Акроне» и Тольятти
– Как с вами связался «Акрон»?
– После того, как была обнародована новость о понижении «Чайки», мне поступали предложения от других команд ФНЛ, и «Акрон» оказался в их числе.
– Сильно ли изменилась ФНЛ за 5 лет?
– Да, прилично. Сейчас все команды равные, нет явного лидера. Когда я играл в лиге первый год, первая четверка клубов ФНЛ была на уровне РПЛ. А сейчас и нижняя часть таблицы, и первые места являются, на мой взгляд, одинаковыми командами по уровню.
– У «Акрона» сейчас не самая удачная серия. За счет чего выправите ситуацию?
– За счет работы и терпения. Не всегда все складывается успешно, но мы были готовы к этому. Когда все идет хорошо, то ничего не выявляется. Когда плохо, нужно работать сильнее. Морально трудно, но впереди еще много игр, у нас добротная команда, которая может решать глобальные задачи. Кто-то скажет, что это банальные фразы, но я прохожу через это не в первый год. Мои предыдущие команды были хорошими, но не сразу все получалось.
– Как обустроились в Тольятти? Что скажете о городе?
– Нормально обустроился, семья приехала. Хороший, обычный город. С семьей погуляли по паркам, прошлись по набережным. А так в основном живу по графику дома-работа, работа-дом.
– Кто из игроков ФНЛ оказался самым трудным для вас?
– Уровень игроков в лиге одинаковый, нельзя выделить кого-то по типу Промеса или Влашича в лучшие годы.
– По силам ли «Акрону» выйти в РПЛ?
– Да, почему нет? Нужно двигаться постепенно, и все будет. Нужно трудиться поэтапно, пошагово. Если будем правильно работать и сделаем выводы, то все по силам.