Спортивный директор «Акрона» Крис Докерти объяснил «Матч ТВ», почему при выборе главного тренера выбор был сделан в пользу испанца Рамона Трибульетча, а также рассказал о трансферной политике клуба и концепции развития академии Коноплева.
– Почему выбрали именно Рамона Трибульетча? Есть ли у него понимание специфики ФНЛ с ее «тройниками» и жесточайшей логистикой?
– Разделил бы ответ на две части. Когда я принял предложение стать спортивным директором, первой задачей было провести полноценный анализ ситуации как внутри клуба, так и вне его. Были проанализированы все факторы включая логистику. Естественно, чем больше ваша игра зависит от высокого уровня энергии и бега, тем больше вы уязвимы для проблем, связанных с усталостью. Следовательно, одним из преимуществ было найти тренера, который был бы экспертом в тактической игре.
Это не значит, что нам не важны физические возможности и восстановление игроков. Напротив, часть нашей среднесрочной стратегии включает инвестиции в отделы спортивной науки и медицины, в том числе специального центра, что в будущем будет использоваться как нашей академией, так и первой командой. В команде также остался нынешний тренер по физподготовке Денис Змеу: он хорошо образован, знает ФНЛ, свободно говорит на английском и русском языках, имеет лицензию “А” УЕФА и понимает наши тактические требования.
Если говорить про Рамона Трибульетча, в первую очередь нужно сказать, что мы потратили много времени и сил на поиск подходящего кандидата. По моему опыту, часто клубы действуют реактивно, пытаясь найти главного тренера без четкого представления о том, каким он должен быть.
Важно отметить, что для меня не является ключевым фактором резюме тренера и то, какие известные клубы он тренировал ранее. Так оценивают тренеров те, кто не разбирается в тренировочном процессе. У меня были другие критерии, по которым я оценивал. В ходе тщательного процесса стало понятно, у кого действительно есть знания и возможности, чтобы поднять наш клуб на новый уровень.
Эти критерии мы разделили на 3 раздела.
Во-первых, это общий уровень знаний тренера как в тактическом плане, так и с точки зрения того, как реализовать эти идеи с помощью структурированной современной методики обучения. Поскольку большую часть своей карьеры я занимался тренерской и тактической сторонами игры, у меня было очень четкое представление о том, что я хотел услышать от тренера и какие вопросы мне следует задать. Тренеры в больших клубах с большим резюме нередко имеют ограниченные знания современных тактических и тренировочных идей. На мой взгляд, современному тренеру необходимо иметь четкое представление о позиционных структурах и тактических идеях. Сейчас уже не работает ситуация, когда мы отправляем на поле 11 хороших игроков и надеемся, что они сами все решат на поле.
Второй ключевой момент – личность тренера. Имею в виду командную работу, гибкость. Потратив много времени на анализ самых успешных футбольных команд, можно понять, что не так важно, насколько хорош главный тренер. Важнее состав всей тренерской команды.
Например, сэр Алекс Фергюсон не был экспертом в области тренировочного процесса или спортивной науки, но он нанял других людей, которые были специалистами, и дал им свободу работать. Для этого нам нужно было нанять главного тренера, который был готов работать с другими экспертами, выбранными клубом в различных областях. Поскольку мы хотим улучшить все аспекты нашего клуба, это было важно.
Последним моментом было то, насколько тесно тренер был связан с ДНК и стилем игры, которые мы выбрали для «Акрона». В конце концов, в нашем списке было несколько очень хороших тренеров, но мы чувствовали, что Рамон лучше всего подходит для команды и условий, которые у нас есть.
– Большие ли изменения произойдут в команде зимой и кто будет вам помогать в оценке российского рынка?
– Кардинальных изменений не планируем. У нас есть ядро качественных игроков. Конечно, чтобы поднять команду с 8-го места в ФНЛ в РПЛ, потребуется улучшить некоторые аспекты. Пригласим 3-4 новичков, расстанемся же с теми, кто не будет получать достаточно игрового времени. Позволим Рамону оценить состав, прежде чем определимся с планом на летнее окно.
Что касается оценки российских молодежных лиг и рынка ФНЛ, то заместитель спортивного директора Илья Штеблов очень хорошо знаком с этими рынками. Также с нами работает бывший спортивный директор «Легии» и «Хайдука» Иван Кепция, плюс недавно в качестве дополнительного консультанта присоединился Денис Колев — он был скаутом в московском «Локомотиве» и спортивным директором в «Ботеве». Я не работаю в одиночку: полагаюсь на опыт хороших людей вокруг меня.
– Появятся ли в команде легионеры из Шотландии, Испании, а может и Новой Зеландии, где работал Трибульетч?
– У нас есть место для одного легионера. Однако необязательно, что он будет из этих стран. Добавлю, что мы планируем привлечь еще несколько иностранных сотрудников. Национальность для нас не важна — интересует качество. Например, мы также общались с российскими кандидатами на должность главного тренера.
– Как будете строить работу в академии Коноплева, которую берет под свой патронаж «Акрон»?
– Там появится технический директор, ранее работавший в академии загребского «Динамо». Первая его задача — познакомиться и оценить имеющий персонал, дав возможность ему проявить себя. Основная же концепция состоит в том, чтобы развивать игроков, которые хорошо чувствуют себя с мячом под давлением. Загребское «Динамо» имеет большой опыт подготовки технически отличных игроков. Рост или телосложение игрока не будет для нас приоритетом, равно как и результаты в возрасте до 15 лет. В младшем упор будет сделан на умение справляться с индивидуальными ситуациями, и только после того начнем знакомить игроков с тактическими концепциями, используемыми в главной команде, чтобы обеспечить более простой переход этих ребят на взрослый уровень.