Крайний защитник «Акрона» делится впечатлениями от выступления в России.

Роберто Фернандес рассказал об уходе из «Балтики», периоде в Тольятти и отношении к Дзюбе.
– Хотел бы начать с 2023 года. Ты футболист самого популярного и статусного клуба Боливии. Тебе 23 года, ты на хорошем счету. Но вдруг тебе приходит предложение из России. Почему ты его принял?
– Это был для меня новый вызов. Мы часто слышим фразу, что футболист находится в зоне комфорта. И, кажется, в тот момент я в неё попал. Да, я находился в лучшем клубе своей страны, мы постоянно боролись за титулы. Но, кажется, тогда я отдал клубу почти всё что мог. Хотелось что-то поменять в карьере. Мне поступило предложение из России – я его принял.
– То есть там ты достиг пика?
– Не могу так сказать. Просто хотелось перемен. Знал, что чемпионат России – сильный, что здесь я могу развиваться ещё быстрее.
– Друзья или семья не крутили у виска, когда узнали от тебя о России?
– В начале, конечно, близкие были удивлены. Спрашивали: «Куда ты вообще едешь?» Понятно, что когда они вбивали что-то в гугле, то первые новости – о политике. Но мне удалось убедить их, что всё в порядке. Сейчас, когда езжу в сборную, партнёры постоянно спрашивают: как там в России? Отвечаю, что просто топ. И убеждаю – написанное в интернете совсем далеко от реальности. И с точки зрения безопасности, и с точки зрения футбола.
– Партнёры по сборной не просят посоветовать их кандидатуры в российские клубы?
– Здесь же не от меня зависит. Но будь моя воля – я порекомендовал бы большое количество боливийских футболистов клубам РПЛ! Они смогли бы здесь развиваться и добавить уровня чемпионату.
– Все легионеры из теплых стран говорят о снеге. Но если вынести его за скобки, какие вещи в России удивили тебя после Боливии?
– Если говорить о футболе – меня удивил высокий уровень организации всех процессов в клубе. Руководство во всём нам помогает. И хочет, чтобы мы думали только об игре. Поразила инфраструктура – отличные стадионы, качество полей. Понятно, что зимой с этим сложнее, но в целом это очень позитивный момент.
– То есть в «Боливаре» уровень организации ниже?
– По меркам нашей страны «Боливар» – топ. По организации – тоже на хорошем уровне, но такие команды скорее исключение. У большинства не всё так хорошо, есть трудности с инфраструктурой и всем остальным. Поэтому я и говорю – в России в этом плане всё более усредненно. То есть доступ к хорошим условиям есть и у лидеров и у, например, середняков.
– По футболу понял. А если говорим о быте?
– Удивило, что Россия максимально адаптирована под свои климатические условия. Понятно, что когда тёпло, все могут заниматься спортом на улице. Но вот зимой делать это трудно, однако в стране достаточно разных спортивных комплексов. Есть крытые футбольные поля, другие сооружения. В Боливии же этого нет: а там порой бывает либо очень жарко, либо очень холодно. И сложно заниматься спортом. В этом плане Россия – более прогрессивная страна.
– Психологически переезд дался тяжело?
– Я скучал по своей стране. У меня не было возможности привезти сюда сразу свою семью – они приезжали на небольшой срок, а потом уезжали. Это было тяжело. Конечно, скучал. Но это часть футбола и нашей жизни. В принципе, я с 19 лет нахожусь вдалеке от близких – сначала ездил по Боливии, теперь – по России.

Почему Роберто не остался в «Балтике» и как появился вариант с «Акроном»?
– Первый год в России ты провёл в Калининграде. Какие у тебя остались воспоминания о городе и клубе?
– Это был потрясающий период. Не ожидал, что город окажется настолько красивым. Отношение от людей было очень тёплым. Первое впечатление осталось позитивным, так что дальше уже было легче.
– «Балтика» вылетела из РПЛ. Хотя нравилась многим стилистикой игры. Чего не хватило для сохранения прописки?
– Мы потеряли много очков в первой половине сезона. После зимней паузы обновился состав, мы стали сильнее. Если бы удалось избежать неудач в первой части – уверен, мы остались бы в элите. Мы заслуживали остаться в РПЛ. Наша команда была достойна этого.
– Зато вы сыграли в Суперфинале Кубка России. Поражение там от «Зенита» – главная боль в твоей российской карьере?
– Да. Титул за пределами страны значил бы для меня очень многое. Хоть и второе место тоже неплохо. Но с «Зенитом» было тяжело.
– После сезона в «Балтике» ты вернулся в Боливию: выступал за сборную, потом снова «Боливар». Почему «Балтика» не стала выкупать твой трансфер?
– Ещё перед финалом Кубка мы поговорили с руководством. Обсуждали возможность того, чтобы я остался в команде. Но я честно сказал, что не хочу играть в Первой лиге. Для меня это совсем непонятный турнир. Мне хотелось остаться в РПЛ, но с «Балтикой» это сделать не получилось. После у меня были предложения из Польши и Болгарии. Но я уже привык к России. И ждал, что появится вариант здесь.
– А потом появился «Акрон»?
– Да, и я особо не сомневался. Знал, насколько в России сильная лига. «Акрон» вышел на меня и сразу убедил перейти к ним. Отношение руководства было очень внимательным, так что отказаться было тяжело.
– Это снова аренда. Тебя как футболиста это не напрягает, что ты не понимаешь своего будущего?
– Понимаю, что это необычно. Я уже во второй раз подряд ухожу в аренду, а не полноценным трансфером. Но так решили клубы. И теперь всё зависит от меня. Если я буду хорошо играть – «Акрон» может захотеть выкупить мой контракт. Или появится какой-то другой клуб. Так или иначе, надеюсь, произойдёт то, что устроит всех.
– Ты хотел бы подписать полноценный контракт с «Акроном»?
– Да, конечно. Но эта ситуация не оказывает на меня давления. Я уже привык к России и чувствую себя комфортно. Однако не нужно забывать, что далеко не всё зависит от меня. Есть много факторов, которые влияют на ситуацию: позиция в переговорах «Боливара», «Акрона». Также надо учитывать мнение моей семьи, ведь сын уже подрастает. Придётся взвесить все факторы перед итоговым решением.
– Но ты уже обсуждал с руководством «Акрона» своё будущее?
– Пока нет. Но я и не переживаю. Впереди достаточно времени.
– Ты играл в красивом городе с европейской архитектурой. Теперь – Тольятти, тоже уютный, но другой. Есть ли какое-то культурный сюрприз для тебя?
– Конечно, разница в городах есть. Однако я в первую очередь думаю не об архитектуре. Когда рядом семья, то для меня важно, чтобы была возможность вкусно покушать, погулять по паркам или в каких-то детских центрах. Это есть и в Калининграде, и в Тольятти. Когда семьи нет рядом – я совсем неприхотлив. И провожу время в основном в кругу друзей.
– В России модно спрашивать, сколько тебе нужно денег на месяц жизни в Тольятти. Расскажешь?
– Всё зависит от того, с кем я нахожусь. Если рядом семья, то трачу больше – рестораны, развлечения для ребёнка. Если я нахожусь один – могу жить с йогуртом и сырниками. Этого достаточно.
– Цены в России и Боливии сильно отличаются?
– Всё зависит от места. Везде есть более дорогие и дешёвые рестораны. Если мы говорим о супермаркетах, то ощущение, что в России подешевле. Не сказать, что я много всего покупаю, но такое впечатление сложилась.

Что удивило в «Акроне», чем впечатлил Дзюба и русский язык?
– «Акрон» как и «Балтика» проводили первый сезон в элите. Но ты приехал уже по ходу сезона. Можешь рассказать главное, что тебя удивило в клубе?
– Считаю, что в российском чемпионате есть команды, которые превосходят большинство. Например, «Зенит», «Спартак», где есть игроки европейского уровня. Следом ситуация куда более равна. Ведь уровень лиги действительно позволяет играть кому угодно и с кем угодно. В хорошие дни мы можем обыграть даже «Зенит» или «Спартак», хоть и на дистанции нам это делать, понятно, будет тяжелее.
«Акрон» сильная, конкурентоспособная команда с высокой интенсивностью. Мы много бегаем. И считаю, что у нас подобраны сильные футболисты. В конце-концов у нас есть Дзюба!
– Как он тебе как человек? Вы ведь пришли почти одновременно.
– Как только я пришёл в команду и познакомился с ним, Артём произвёл на меня очень сильное впечатление. Ведь Артём сразу старается найти с каждым общий язык – будь ты футболистом или кем-то из персонала. Дзюба поддерживает хорошую атмосферу в коллективе, его влияние положительное. Он пытается объединять нас.
Изначально я думал, что он очень серьёзный. Но теперь понимаю, Дзюба – весёлый и открытый парень. И это здорово.
– Самый запоминающийся случай с Артёмом?
– Чего-то одного не выделить. Он иногда выбирает себе жертву и постоянно шутит. Часто достаётся нашему массажисту Игорю – постоянно его подкалывает. Замечает любую деталь и сразу начинается над этим смеяться. Постоянный поток шуток.
– В «Зените» он частенько бросался словами на португальском. Теперь учите его испанскому?
– Артём понимает некоторые слова и конструкции. Порой мы общаемся с кем-то на испанском, он что-то понимает – и после этого включается в разговор. Не думаю, что ему нужны дополнительные уроки.
– Ждёте от него приглашения в ресторан в честь рекорда?
– До этого об этом не думал. Но идея хорошая. Надеюсь, она осуществится.
– В первой части сезона «Акрон» много пропускал от лидеров. Почему так получалось?
– Как я уже говорил – в РПЛ сильные футболисты. И если ты ошибаешься – этого не прощают. Сразу наказывают. Мы порой допускали не лучшие моменты и пропускали. Старались исключать это, но это футбол.
– Работа с Зауром Тедеевым. Можешь сравнить его с Игнашевичем. Сергея ты называл молодым и прогрессивным, как тебе новый тренер?
– Считаю, что Заур Эдуардович отличный тренер, который делает акцент на отношения внутри коллектива. Он всегда нам говорит: «Я вас люблю и уважаю!». И делает так, чтобы внутри коллектива была хорошая и дружеская атмосфера. Команда старается отплатить за такое отношение. Считаю, у нас получается.
– Как у тебя с русским языком?
– У меня нет уроков по русскому языку. Не особо хватает времени на это. При этом какие-то вещи я понимаю. Недавно ехали на такси из Самары в Тольятти, и таксист спрашивал базовые вопросы – а я мог отвечать ему на русском. Пусть простой и небольшой разговор, но я могу поддержать. Да, я не практикую язык день ото дня. Но какие-то вещи понимаю.
– А если ты подпишешь полноценный контракт?
– Я думаю об этом. Понятно, что когда ты находишься в аренде, то не особо понимаешь своего будущего. После «Балтики» же пришлось вернуться в Боливию. Сейчас в «Акроне» я тоже до конца сезона, непонятно, что дальше. Если будет решено остаться в России на более долгий срок – буду чуть внимательнее относиться к вопросу языка.
– Какое место должен занять «Акрон», чтобы ты был доволен?
– Меня устраивает и нынешняя позиция (9-е место – прим. «Чемпионата»). Конечно, всегда хочется забраться повыше. Но считаю, что и нынешний результат достойный.

Выйдет ли Боливия на чемпионат мира и возможный товарищеский матч с Россией
– Сборная Боливии впервые за 100 лет может выйти на чемпионат мира. Мечта осуществится?
– Считаю, у нас есть шансы выйти на чемпионат мира. Если нам удастся это сделать – это изменит жизнь многих футболистов. Ведь мы войдем в историю.
Для меня важно, что, несмотря на отъезд в Россию, я остался в сборной. Тренерский штаб смотрит наши матчи. Один тренер даже попросил меня привезти футболку Артёма Дзюбы. Он его большой поклонник!
– Товарищеский матч между Боливией и Россией – это реально?
– Такой матч точно возможен. И это получился бы суперматч. Вообще, я хотел бы две встречи: одна в России в холодное время года, чтобы мои партнёры увидели, насколько здесь бывает непросто. А второй матч – в Боливии в высокогорье, там бы уже у нас было бы преимущество.
– Хотел бы увидеть в таком матче Дзюбу?
– 100%. Это было бы хорошим опытом для него.
– У тебя есть футбольная мечта? Где видишь себя через 5 лет?
– Определенно мечты нет. Не назову команду, в которой хотел бы находиться. Разве что хочу развиваться и играть на ещё более высоком уровне.
– А если завтра тебе позвонят из «Зенита» или «Спартака» и предложат перейти к ним?
– Долго думать не буду, конечно, соглашусь. Спроси 10 футболистов об этом, и 10 согласятся. Но сейчас я полностью сфокусирован на том, чтобы помочь «Акрону».