Центральной защитник «красно-черных» поделился некоторыми подробностями своего продолжительного карьерного пути и мнением о ситуации с приостановкой чемпионата.
– Александр, ты родом из Тольятти. Так исторически сложилось, что Автоград – это «мекка» хоккея Самарской области. Почему ты выбрал футбол?
– Передо мной, кстати, стоял выбор между хоккеем и футболом. Наверное, многое предопределил приход в нашу школу футбольного тренера ДЮСШ. Скорее всего, немаловажен был и вопрос экипировки, приобретение которой в хоккее выходит в разы дороже.
– Твой профессиональный футбольный путь начался на удивление не в «Ладе-Тольятти», а в ФК «Орел» из Орла. Как так получилось?
– После выпуска из ДЮСШ попал в «Ладу-2». Мне, как и остальным ребятам, отвели год на то, чтобы проявить себя в «молодежке» и попасть в первую команду, так как тогда особо не ждали, когда ты раскроешься. Все, кто не был отобран в «Ладу», уходили выступать за команду Научно-технического центра АВТОВАЗа у Александра Бабанова в областном чемпионате. В 2001 году по его договоренностям сначала съездил на просмотр в калининградскую «Балтику» из первой лиги. Вроде бы неплохо себя проявил, но остаться в этой команде не получилось. Затем отправился в Орел, где отыграл один сезон. Там была очень опытная команда, удалось сыграть только в 13 матчах. Лимит на молодых игроков тогда еще не действовал (улыбается).
– Ходят легенды про орловских футбольных болельщиков, мол жесткие ребята. Что можешь рассказать?
– Не заметил в их поведении ничего особенного. Зато могу сказать, что на тот момент в Орле во второй лиге всегда собирался полный стадион – 5-7 тысяч болельщиков приходило стабильно.
– Новичок «Акрона» Евгений Ушаков, который является уроженцем Орла, не подавал тебе мячи тогда?
– Нет (смеется). Я только в этом году узнал, что он оттуда родом. Может, такое и было. У Жени не уточнял еще.
– После Орла в твоей карьере наступила пауза. Чем она была вызвана и как поддерживал форму? Да, и вообще рассчитывал, что вернешься в профессиональный футбол? Все-таки три года — это длительный срок.
– Такая пауза была вызвана только учебой. Вернувшись из Орла, я окончил второй курс в институте. Решил полностью посвятить себя учебе и получить высшее образование. Совмещал обучение с игрой за команду НТЦ.
– Возвращение на профессиональную арену произошло вновь не в Тольятти. В этот раз кировское «Динамо», в котором ты провел четыре сезона и даже стал бронзовым призером первенства ПФЛ зоны Урал-Поволжье. Расскажи про этот этап своей карьеры.
– По предложению Игоря Кечаева вместе с парнем 1983 г.р. Денисом Головиным поехал в Киров. Меня в Тольятти на тот момент ничего не держало. Честно говоря, не ощутил особой разницы в уровне команд по приезду в «Динамо». Даже, по моему мнению, НТЦ была по уровню сильнее кировского коллектива. Буквально на третий день мне предложили контракт в «Динамо», хотя к этим сборам я особо и не готовился. Все получилось спонтанно и на удивление быстро. Главным тренером «Динамо» был Константин Оленев, который в 2004 году работал с вратарями в «Ладе». Но до «Динамо» мы с ним никак не пересекались. В течение этого периода моей карьеры команда всегда заканчивала сезон недалеко от лидирующей тройки, а однажды взяла бронзовые медали. В розыгрыше 2006 года в Кубке смогли дойти до команды Премьер-лиги. Коллектив был хороший, до сих пор на связи с некоторым ребятами того состава.
– И вот в 2009 году ты наконец-то оказался в родном Тольятти. Так вышло что всего лишь на сезон и следующие два годы ты провел сначала в «Химике» из Дзержинска, а потом уже в «Сызрани-2003». Почему в эти три года так часто менял команды?
– В 2009 году неудачно стартовали в чемпионате, но во второй части удалось выправить турнирное положение за счет серии побед. Но это в итоге никак не сказалось на судьбе клуба: «Лада» в начале 2010 года прекратила свое существование из-за отказа в финансировании главного спонсора – АВТОВАЗа. После года в «Химике» захотел быть поближе к семье, так как у меня родился сын. Поэтому выбор пал на соседнюю Сызрань.
– В 2012 ты вновь возвращаешься в Тольятти – в «Ладу». Но в этот раз уже надолго. На протяжении шести сезонов подряд ты защищал цвета этого клуба. Расскажи, что, на твой взгляд, стало самым запоминающимся за это время? Что изменилось за время отсутствия в клубе?
– Было приятно вернуться в Тольятти. В команде собрали местных воспитанников, много знакомых ребят. Поначалу обещали, что «Лада» будет поступательно развиваться, но на деле с каждым годом всё ухудшалось в геометрической прогрессии. Самый светлый момент для меня за этот период – это сезон 2012/13, когда мы заняли пятое место и, в принципе, при должном подходе и дополнительных ресурсах на следующий год могли решать более серьезные задачи. Что же касается изменений в «Ладе» после моего ухода, то они – кардинальные, начиная с полного обновления состава.
– Переход в «Акрон». Почему решил сменить команду? Ведь, наверняка, были мысли закончить карьеру именно в «Ладе».
– Про существование «Акрона» я знал, но и без него собирался покинуть команду. Честно, в 37 лет уже не было никаких сил терпеть бедствующее положение клуба. Александр Бабанов меня убеждал не спешить с решением и остаться, но время уйти пришло. Конечно, не на такой ноте планировал расставаться, но клуб мне и некоторым другим футболистам не оставил другого выбора. Через несколько дней вместе с Сергеем Вахтеевым решили потренироваться с «Акроном», договорились с директором Иваном Киреевым и к концу осени уже завоевали бронзовые медали Первенства МФС «Приволжье». Впоследствии у владельца клуба появилось желание вывести команду на профессиональный уровень. Отрадно, что в ней нашлось место и мне.
– Для твоего нового клуба дебют на профессиональном уровне получается очень удачным. Как думаешь, за счет чего удалось к паузе в чемпионате оказаться на первой строчке в турнирной таблице?
– Всё удачно совпало: был подобран боеспособный состав, профессиональный тренерский штаб, стабильное финансовое положение и удачный старт, думаю, тоже сыграл свою роль.
– Ну и о паузе. Получается так, что вы узнали о том, что чемпионат не возобновится 7 апреля, находясь в Турции на сборах. Как коллектив и тренерский штаб это восприняли?
– Конечно, было неприятно получать такие известия. Мы начали готовиться к рестарту еще до Нового года. Было проведено много тренировочной работы. Команду подводили к 7 апреля, она набрала оптимальную форму к концу сбора. Сейчас же неизвестно, к чему готовиться, когда и зачем.
Александр Монов
Двумя руками за доигровку сезона, чтобы наша работа не прошла даром. Но все зависит от решений футбольных властей. Неизвестно, когда пандемия пойдет на спад и командам разрешат тренироваться. Непонятно, к чему теперь готовиться, когда и зачем
– Все соревнования под эгидой РФС отменены минимум до 31 мая. Это значит, что еще на два месяца мы остаемся без футбола. Тем более вам, как вернувшимся из-за границы, необходимо пройти двухнедельный карантин дома. Насколько тяжело профессиональному игроку столь долгий промежуток времени находиться без любимого дела? Как быстро можно в таком режиме растерять форму?
– Если ничего не делать, можно потерять и за несколько дней. Да и в домашних условиях поддерживать ее на должном уровне проблематично. Для возвращения кондиций, думаю, хватит двух недель. Все команды находятся в равных условиях.
– На твой взгляд, конкретно для ПФЛ, последние матчи которой были сыграны еще в ноябре прошлого года, целесообразней доиграть сезон или лучше уже сосредоточиться на следующем?
– Двумя руками за доигровку сезона, чтобы наша работа не прошла даром. Но все зависит от решений футбольных властей. Неизвестно, когда пандемия пойдет на спад и командам разрешат тренироваться. Все варианты развития событий еще возможны.
– Буквально на прошлой неделе ты отметил свой 39-ый день рождения. Редакция «Самарского футбола» поздравляет тебя с уже прошедшим праздником. Скажи, думал ли ты, когда только начиналась твоя профессиональная карьера, что она продлится так долго? И за счет чего удается поддерживать физические кондиции?
– Не мог предугадать, что буду играть на профессиональном уровне в 39 лет. Не скажу, что делаю что-то сверхъестественное для поддержания формы – йогой не занимаюсь (смеется). Наверное, гены родителей помогают и самодисциплина. Хотя Александр Анатольевич Бабанов мне недавно сказал, что секрет успеха в фундаменте, который он заложил мне во времена НТЦ.
– Твоя позиция – центр обороны.Тебе часто приходится вступать в верховую борьбу. Что помогает так безукоризненно играть на втором этаже?
– Секрет прост. Нужно немного подтолкнуть оппонента и вовремя выпрыгнуть. Если судья не увидел нарушения, то хорошо. А если заметил, то либо мелкий фол, либо доходчиво объяснить судье, чтобы в следующий раз он больше не свистел (смеется).
– В связи со сложившейся ситуацией в стране и мире, что можешь пожелать всем болельщикам и болельщикам «Акрона», в частности?
– Здоровья. Стараться лишний раз не выходить на улицу, следить за гигиеной – мыть руки и не трогать лицо (улыбается). Приходите на футбол, рано или поздно ситуация с коронавирусом пойдет на спад. Надеюсь, нам удастся сохранить за собой первую строчку в турнирной таблице по итогам сезона.
Петр Коптев, «Самарский футбол» (07.04.20)
Комментарии