С завтрашнего дня у «Акрона» стартуют предсезонные сборы. Какая работа ждет футболистов на первой неделе, как с функциональной точки зрения команда провела минувший сезон и почему баня – это не всегда хорошо для профессиональных игроков – рассказывает тренер по физической подготовке «красно-черных» Денис Валентинович Змеу.
– Когда пришли в «Акрон» осенью, какое впечатление у Вас сложилось о команде? Какие проблемы видели с физикой? Что обозначили для себя сразу?
– Больше всего удивило, что во время чемпионата функциональное состояние футболистов было разным. Даже если ты не прошел предсезонную подготовку и пришел по ходу сезона, ты за счет матчей набираешь оптимальные кондиции. Был заметен большой дисбаланс у некоторых игроков и в беге, и в силе, и в скорости принятия решений. Потом уже выяснилось, что они пришли после старта первенства. И это было одной из больших проблем у нас в команде зимой. Сборы проходили не все, комплектование состава шло до последнего дня трансферного окна, вследствие этого игроки на весеннем этапе выпадали.
Изначально были проблемы везде – не только в аэробном беге. Важно было, чтобы футболисты приняли мои требования и понемногу старались к ним привыкнуть. Осенью серьезно повлиять в функциональном плане на команду было невозможно. Уделяли больше внимания психологии. А уже работа на сборах была проведена неплохая: это было видно по первым 10 матчам. С большей уверенностью в своих силах мы бы заняли более высокую позицию.
– На какие практики сейчас ориентируетесь?
– В Испании много почерпнул за время стажировки. Мне близка философия знаменитого профессора Ортега, который работает в мадридском «Атлетико». Но всё то, что дают в Мадриде, не могу дать я в «Акроне», либо тренер в другом клубе. В «Атлетико» изначально идет специальный подбор игроков – они ищут футболистов под определенный характер игры, с определенными функциональными возможностями, которые можно развить. Почему, например, они взяли Суареса в достаточно солидном возрасте? Он подходит под систему, у него высокий аэробный потенциал. В Мадриде отбирают физически одаренных футболистов, которые готовы «пахать» на поле. Вот Ди Мария никогда не заиграет в «Атлетико», потому что он не готов к такому энергозатратному футболу, который проповедует Симеоне. Чтобы «Акрону» прогрессировать в функциональном плане, нужно, чтобы костяк команды не менялся так часто. К требованиям главного тренера и моим нужно привыкнуть – а это занимает не один месяц. Радует в этом отношении, что мы видим футбол под одним углом.
– Меняются ли акценты в физической подготовке исходя из специфики чемпионата?
– Безусловно. В России и в других странах, где я работал, нужно по-разному подходить к функциональной работе. Например, в Румынии нужно было, в основном, тренировать быстроту и скорость – весь чемпионат строился на этом. Там не практикуют силовой футбол, все команды дают играть. В «Арарате-Армении» мне не нужно было делать серьезный акцент на развитии силы и скорости – я давал «микс». А в России нужно каждый день работать над силой и очень много бегать. Я заметил, что наши футболисты предпочитают бегать – без мяча. Иногда они спрашивают: «Когда мы будем бегать без мяча, он нам мешает». Но футбол – это про мяч, а не про бег по кругу. В игре ты бежишь в полную силу и еще должен контролировать мяч – это не так просто. Нужно приспосабливать футболистов к этому, где-то заставлять. Даже что касается разминки: после первого месяца моей работы в «Акроне» лишь двое делали активацию, после второго – уже восемь человек, к концу сезона – половина команды. Важно убедить ребят, что это нужно. Я говорю парням, что за матч необходимо пробегать больше 115 км, если мы пробегаем меньше – мы проигрываем, если бежим больше – нас очень трудно обыграть. Показал им статистику прошлого года и нынешнюю, где мы на протяжении нескольких игр держали общую дистанцию в пределах 118-120 км. Психология – важная штука. В завершившемся сезоне были и хорошие моменты, и плохие ввиду ряда обстоятельств: длительного комплектования состава, перехода с натурального на искусственный газон, менталитета.
– В сезоне 2020/21 был по-настоящему напряженный график матчей. Работа тренера по физической подготовке в такой нерядовой ситуации особенно важна. По-другому ли за этот период стали смотреть на какие-то вещи?
– Почти в каждой тренировке теперь будут упражнения на развитие силы, и это не обязательно связано с поднятием штанги. Если мы хорошо укрепим пресс и мышцы спины, то у нас появится взрывная сила, увеличится скорость. Больше внимания будем уделять работе в тренажерном зале. Чемпионат требует этого. Будем выигрывать единоборства, один в один, будем побеждать. Честно, в лиге мало команд, которые показывают интересный футбол – их можно сосчитать по пальцам одной руки. Остальные берут своё за счет борьбы. У нас иногда получалось показывать неплохой футбол благодаря тактическим заготовкам. Но когда они не работают, нужно быть готовым выстоять и превозмочь соперника в физическом плане. «Акрон», в который я приходил, и который есть сейчас – для меня разные команды.
– В первой части сезона команда зачастую играла вторым номером. С позиции силы не всегда получалось играть и весной, это отмечал Владимир Жапалэу. Как нужно подготовить команду, чтобы она постоянно играла в давление – первым номером?
– У нас было пару матчей, в которых мы играли первым номером. Даже футболисты не ожидали, что могут так действовать. Но опять же всё упирается в психологию. Взять какую-нибудь команду: вроде она неплохая, но, забив гол, садится в оборону и оберегает результат.
Надеюсь, в новом сезоне мы больше и смелее будем играть в футбол. Думаю, весной мы несколько раз даже удивили лидеров, когда забирали мяч и владели инициативой. К концу первенства сказывалось давление за результат. Хотя в самоотдаче ребятам отказать нельзя. Тренерский штаб поблагодарил каждого игрока за работу. Те, кто останется, уже знают, чего мы хотим.
– Самый лучший матч сезона с точки зрения физического состояния команды, скоростных показателей?
– Гостевой матч с «Нефтехимиком» был самым лучшим по скоростям, по объему – по всем показателям. Парадокс, вроде бы мы уступили в Нижнекамске. «Акрон» хотел контролировать игру, владеть мячом – это удавалось. Да, пропустили с контратак, но движение показали солидное. После игры ждал отчетов по физической активности от Instat и с наших датчиков. Цифры обычно редко совпадают, но это был тот случай. Команда пробежала 121 километр, по ускорениям и спринтам всей команды – 1500. На этом уровне играют топовые команды.
Если брать футбол образца 2010 года и 2020, то разница кроется в скорости футболистов. Если раньше на скорости 25,2 км/ч и выше игроки пробегали в среднем дистанции по 240-250 метров, то сейчас по 400-420 метров. Футбол стал намного быстрее. Нужно приспосабливаться и заниматься не только аэробной работой – бегать в одном темпе. Кто больше готов рвать ритм в анаэробном режиме – делать на скорости ускорения и торможения, спринты и быстро восстанавливаться – тот будет лучше выглядеть на поле. Раньше в начале сборов много внимания уделяли беговой работе, за три недели набирали 100 км и т.д. Сейчас так много уже не бегают, а больше работают над развитием скоростной выносливости, используют челночный бег с отрезками. На курсах в Испании нам показали реальный пример: видео, где дортмундская «Боруссия» бежит по кругу 10 минут в качестве разминки. А зачем это делать, если в игре футболист по кругу носиться не будет? Лучше бежать от лицевой, до лицевой, если такой бег необходим – первый момент. Второе – какое расстояние покрывает футболист при самом максимальном ускорении в игре? 160 – 200 метров, если бежал в атаку, потерял мяч и вынужден вернуться в оборону. Тогда зачем тренеры отправляют игроков на дистанции в 400, 800 метров – они не игровые.
– Первый сбор не будет носить игрового характера. Чем будет заниматься команда?
– Мы затронем все компоненты, акцент будет на выносливость и силу. Футболистам в отпуске была дана индивидуальная программа, которую, надеюсь, они выполнили. Даже, если они этого не сделали, мы с тренерским штабом к этому готовы. Тренировочный план уже составлен. После первой недели будет наращивать темп, добавим скоростной выносливости. Сейчас важно проверить здоровье игроков, их готовность к нагрузкам.
– Игорь Пикущак недавно сказал, что второй зимний сбор сложился не так как хотелось. Были ли какие-то ошибки в подготовке?
– Мы сыграли больше запланированного. Изначально у нас стояли контрольные матчи через 4-5 дней, но по факту мы играли почти каждые два дня. Было много изменений соперников, переносов. Из-за этого не успели дать в полном объеме ту тренировочную работу, которую хотели. Это было и нашей ошибкой, и ошибкой организаторов. Первый сбор прошел на отлично, а второй не нёс такой эффективности в связи с частыми играми. Нужно было отменить некоторые матчи, лучше заплатить штраф, но мы не пошли на это. Работа над ошибками проведена, такого больше не должно повториться.
– Из чего состоит индивидуальный план, который был дан футболистам в отпуске?
– Сам план не такой сложной – составлен в поддерживающем режиме. Много бега и силовой работы, чтобы футболисты хоть как-то были готовы к нагрузкам на сборах. По первым двум тренировкам будет видно, насколько нас услышали игроки.
– Сезон команду сопровождает система Catapult. Долго футболисты привыкали к новшествам? Эта система самая эффективная из аналогов и хватает или ее функционала для отслеживания основных данных?
– В Армении я работал с другими GPS-трекерами от STATSports. Они удобные, и их функционал проще. Система Catapult – очень инновационная, в ней сложнее устроен процесс отслеживания, но ко всему со временем привыкаешь. Что касается первого вопроса, то, когда в первый день я им сказал, что мы будем носить на протяжении всей тренировки датчики, они не поверили и несколько раз переспросили (смеется). Спустя пару месяцев они уже привыкли и надевают их даже тогда, когда мы просто ходим по полю и занимаемся тактическими упражнениями. По каждой тренировке у меня есть данные, и игроки никак не могут меня обмануть. Было пару моментов во время чемпионата, о которых никто не знает. У двух футболистов был спад по показателям, хотя визуально этого не заметить. Спросил у них, что случилось, что они делают не так, как, например, на прошлой неделе. Через два дня они сами подошли и сознались, что где-то недостаточно спали, где-то плохо питались. Перед тренировкой они заполняют анкеты своего состояния, и где-то относятся к этому спустя рукава, недоговаривают. Благодаря Catapult мы можем контролировать их состояние и вносить коррективы в тренировочный процесс.
– Как выстроено Ваше взаимодействие с медицинским штабом?
– Взаимопонимание полное. Правда, когда я пришел в «Акрон», футболисты, бывало, лакомились сгущенкой (смеется), в которой содержится неимоверное количество сахара. Это один из примеров, и не то, к чему мы должны двигаться. Очень важно, чтобы мы их правильно кормили. Так у игроков выработается привычка правильно питаться и дома. И доктор, и массажисты – очень важная составляющая команды. Их работа не так видна, но они вносят существенный вклад в результаты команды. За это им еще раз говорю спасибо.
– Чем, в итоге, заменили сгущенку?
– Мы кушаем много фруктов дома, а на выезде включаем в меню сырники с медом. Тяжело было исключить все сразу, шокировать футболистов было нельзя. В новом сезоне не будет и сырников!
– Существует понятие игрового веса. Как обстоят дела с ним?
– Есть специальная формула, благодаря которой он высчитывается. Но нужно прекрасно понимать, что иногда от генетики никуда не убежишь. Самый оптимальный вес футболиста мы определяем в конце сборов. У нас были 3-4 игрока, который пришли с очень большим лишним весом после зимы. Я с ними поговорил и взял обещания быстро прийти в форму. Они его сдержали.
– У кого в команде самый оптимальный вес?
– Кого-то одного выделить не могу. Наши крайние нападающие всегда находятся в хорошем тонусе, работают над собой, всегда ставлю их в пример. Они только мало забивают (смеется). Многие футболисты даже присылают фотографии, что они едят дома. Стараюсь поддерживать контакт со всеми, ведь на доверии строится и коллектив, и хорошие результаты.
– Ответственность тренера по физической подготовке – это, в том числе, низкий травматизм, преимущественно – не мышечного характера. Улучшилась ли ситуация с лазаретом? Много ли было мышечных травм?
– Однозначно, травм было немного. Я даже не ожидал, что их будет так мало, учитывая, что не все профессионально относились к себе. Мышечное повреждение было всего одно – у Гочи в последнем матче. Мы знали о его проблеме, но состояние его перед «Факелом» было неплохим. Мы договорились с ним, что, если он почувствует дискомфорт, лучше поднять руку и не доводить дело до травмы. Чтобы предотвращать повреждения, мы ведем ежедневный опрос футболистов касательно дискомфорта и состояния. Если игрок чувствует себя неважно, он будет работать в облегченном режиме. Такой практики, как в ФНЛ, у меня еще не было в карьере, что связано с плотным графиком игр. Но мы, в целом, справились. Будем еще больше работать на предотвращение травм. Добавим больше силовой работы, чтобы выглядеть солиднее на поле. Люблю, когда мою команду не могут обыграть – ненавижу проигрывать.
– В каждой тренировке Вам отведена первая часть на разминку: какие упражнения больше всего нравятся футболистам? Из чего должна состоять активация?
– Футболистам, конечно, нравятся игровые упражнения, но они больше предназначены для поддержания эмоционального фона у команды. Они дополняют основную часть разминки, направленную либо на координационные моменты, либо на предотвращение травматизма, либо на развитие скоростных качеств и т.д. Мне нравятся упражнения, где нужно включать голову, много думать – умножать, складывать, тренировать реакцию.
На курсах в Испании – в «Валенсии» и Мадриде, которые я недавно проходил, четко подчеркивалось, чтобы футболисты после разминки с тренером по физической подготовке не спали на основной части тренировки, были включены на тактическую работу. Поэтому задача тренера по физической подготовке состоит не только в том, чтобы разогреть мышцы, но и мозг.
– Выходной после игры или восстановительная тренировка?
– Для меня лучшим вариантом является восстановительная тренировка. В мышцах всегда содержится молочная кислота. Чтобы ее разогнать, нужно обязательно выполнить какую-то аэробную работу. А на следующий день – после восстановительной тренировки – я бы уже дал выходной. Также я категорически против бань, хотя футболисты очень скучают по баням. Она расслабляет мышцы, затем может привести к невынужденным травмам. Мы всегда восстанавливаемся через ледяные ванны, специальные медицинские аппараты – Game Ready и Normatec. На своем личном примере убедился, что лед – это лучшее, что может быть. Да, организм испытывает шок, но потом ноги становятся свежими. Очень важна температура воды со льдом – от 3 до 5 градусов – тогда будет достигнут максимальный эффект. Также необходимо принимать такие ледяные ванны сериями – три раза по 1,5 минуты. Чем чаще ты шокируешь организм, тем быстрее начинает циркулировать кровь, регенерировать мертвые волокна. А в бане можно сидеть хоть неделю после завершения сезона. Правда, потом придется еще неделю отходить, но это уже другая история (смеется).
– Летом будет много новичков. Есть ли у вас слово в процессе селекции? Можете ли оценить физический потенциал футболиста по каким-то общим данным и на что обращаете внимания, если нет возможности изучить вживую?
– Ну, конечно, решение принимает главный тренер. Instat сейчас предоставляет обширный пласт функциональной информации. Я высказал свое мнению главному тренеру и спортивному директору – чего нам не хватает. Подготовим любого игрока, главное – чтобы было время и его желание много работать.
– Кто самый быстрый в команде? Кто самый выносливый? Поделитесь еще данными.
– Самый быстрые у нас крайние нападающие – это Газданов, это Майрович, это Квеквескири. Но был зафиксирован один спринт по ходу сезона датчиком Catapult у Гогричиани – 34,2 км/ч. Это очень крутой показатель. Я даже не знал, что он так может (улыбается). У Криштиану – 35 с копейками, у Холланда – 36,01. У каждого игрока на поле есть показатели, по которым его оценивают. Крайних нападающих я не прошу бежать 12 километров за игру, как Ваню Чудина. Они должны дать 10, но в высоком темпе.
– А кто лидер с точки зрения объема?
– Вася Пьянченко. Он – большой молодец. Но ему нужно добавить в скоростных действиях. Он слышит это и работает над собой.
– Какие нововведения используются и применяются в части функциональной подготовки в футболе в последнее время? Что хотите взять на вооружение?
– Новое – не всегда хорошо. Я, например, люблю работать с тренажером TRX (прим.автора – тренировки с весом собственного тела). С ним можно задействовать любую группу мышц, всё зависит от положения ног. Также люблю использовать резинки для стабилизации мышц. Главное быть гибким тренером. Не факт, что то, что ты давал в прошлом сезоне, сработает с следующем.
– Кому из футболистов нужно было серьезно прибавить в функциональной подготовке, и кто совершил серьезный скачок за несколько месяцев в этом компоненте?
– Я редко встречал таких способных игроков по физическим данным, как Карим Гираев. У него отличная скорость, хорошо открывается, может завершить. Но у него большая проблема с верхним плечевым поясом. Такой дисбаланс удивителен. Поначалу на третьей минуте статики он уже падал. У него были проблемы с плечом. Он даже каждый вечер высылал мне свои отжимания – дошли до 120. Мы с женой не ложились спать, пока не получим от него видео (смеется). Сейчас он оперировался, все прошло хорошо. Но если он не будет каждый день закачивать верх, то проблема не уйдет. Надеюсь, он все понимает. Все зависит от него самого.
– Развиваетесь ли вы в профессиональном плане с точки зрения повышения квалификации – лицензии?
– В Италии, Испании, Шотландии, Франции и Бельгии аттестуют тренеров по физической подготовке. Я владею английским языком, поэтому мне было удобнее это сделать в Шотландии. Но с местным акцентом будет тяжело получить там образование. У меня есть все категории, кроме Pro. Стараюсь по максимум посещать всевозможные курсы и лекции. Вроде бы в этом году в России будет производиться набор тренеров по физической подготовке. Надеюсь, попасть туда. Мне хочется задержаться в российском чемпионате, продолжать развиваться здесь.