Генеральный директор «Акрона» дал интервью для сайта МАТЧ ТВ после выхода команды в РПЛ.
«ЕДИНЕНИЕ, ВЕРА, СЕМЕЙНАЯ ОБСТАНОВКА, КОГДА КАЖДЫЙ НАХОДИТСЯ В ЕДИНОМ ПОРЫВЕ С ЖЕЛАНИЕМ ОКАЗАТЬСЯ В РПЛ — ЭТО ВСЁ ДАЛО РЕЗУЛЬТАТ»
— Какие у вас были эмоции после финального свистка второго стыкового матча против «Урала»? Какие мысли были в голове?
— Рядом находилась семья, что очень для меня важно, были слёзы счастья и мысли о том, что мы вышли в РПЛ. После потребовалось какое-то время на осознание всего. Сейчас же работа кипит, нет времени особо сильно наслаждаться дальше, потому что надо сделать много всего для того, чтобы быть готовыми к новому сезону.
— Вам потребовалось всего шесть лет, чтобы выйти в премьер-лигу. За счёт чего вам это удалось?
— Грамотное поступательное развитие клуба, которое исходило от Павла Анатольевича [Морозова]. Мы это сделали, постепенно наращивая мощность, в том числе с правильными людьми на всех местах в клубе, с поддержкой холдинга. Наверное, единение, вера, семейная обстановка, когда каждый находится в едином порыве с желанием оказаться там — это всё дало результат. Мы выбрали свой путь и продолжали его держаться без оглядки на остальные клубы — с определенными коррективами, которые диктует нам жизнь.
— Как оцените сезон в целом?
— Сезон определенно получился отличным. Мы решили главную задачу — вышли в РПЛ. На мероприятии, приуроченном к завершению сезона, наш капитан Антон Килин сказал про участие в стыковых матчах: «Так даже лучше и интереснее». Сложно поспорить, потому что драмы было много — так ворваться в элитный дивизион было особенно тяжело. Но эмоции от заключительного матча сезона были неописуемыми.
— Вы вполне могли выйти в РПЛ напрямую, но чуть-чуть смазали концовку чемпионата. Выйти напрямую было реально?
— Я согласен с тем, что выйти в РПЛ напрямую было реально, но не согласен с тем, что мы смазали концовку. В итоге она получилась огненной. Если брать поражения в Туле и Ярославле, то да, безусловно, было неприятно, но кто теперь об этом вспомнит?
— Как вы охарактеризуете Заура Тедеева? Когда вы назначали его, были уверены, что он выведет команду в РПЛ?
— Назначая штаб и конкретно Заура Эдуардовича, естественно, мы рассматривали только такую возможность. Выбирая тренера, считали, что он сможет довести нас до конечной цели. Оцениваю работу Заура Эдуардовича исключительно в положительном ключе. Он наш главный тренер и вместе со своим тренерским штабом, командой, клубом вывел нас в премьер-лигу.
— Владелец клуба Павел Морозов сказал «Матч ТВ», что у Заура Тедеева контракт рассчитан до конца следующего сезона. Будут ли какие-то изменения в его тренерском штабе?
— Усиления планируются не то чтобы в тренерском штабе, а в команде. Несколько специалистов мы хотим добавить в административный состав.
«ДЖИКИЯ И ДЗЮБА — ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ ИГРОКИ. НО ВОПРОС СОСТОИТ В ТОМ, НАСКОЛЬКО ОНИ ДЛЯ НАС ДОСТИЖИМЫ»
— В РПЛ теперь два полностью частных клуба. В чем ваше главное отличие от «Краснодара»?
— Мне кажется, различий у нас много. «Краснодар» прошел великолепный долгий путь, построив отличную инфраструктуру. Нам же этот путь ещё только придется пройти. Планы есть, понимание, как мы будем двигаться, тоже есть. Точно сходство в том, что это два частных клуба, которые хотят и вкладываются в детско-юношеский футбол, подпитывая основную команду игроками, прошедшими для начала вертикаль академии. А достижения и цели зависят в первую очередь от возможностей.
— В новом сезоне нас ждет самарское дерби — «Крылья Советов» против «Акрона». Что ждете от этого противостояния?
— Плюс одно дерби в РПЛ — это круто. У нас с коллегами из Самары на многих уровнях сложились отличные отношения. С точки зрения региона и спорта — это дерби, но никакой вражды между нами нет, наоборот, есть поддержка. Вопросы, требующие совместного решения, решаются. Кайф, что в РПЛ появилось ещё одно событие на уровне одного региона, где два клуба сойдутся лицом к лицу. Но в целом у нас нет такого нетерпимого желания поскорее выйти на поле против «Крыльев Советов». Мы счастливы оказаться в РПЛ и поиграть там со всеми командами, в том числе с замечательными соседями.
— Как сильно будет изменен бюджет клуба на следующий сезон?
— Если сравнивать с Первой лигой, то, конечно, сильно.
— Владелец клуба Павел Морозов заявил, что в связи с выходом в РПЛ состав команды будет серьезно изменен, потому что данный состав не готов к выступлению в РПЛ. Вы согласны?
— Сложно загадывать вперед. Сейчас у нас было достаточно арендованных игроков, а также футболистов, которых мы подписывали в том числе для того, чтобы команда была полностью скомплектована и имела глубину скамейки — всё-таки травмы тоже вносят коррективы. Большая часть из тех, кто нас покинул, временно находились в команде, но при этом вклад каждого неоценим и очень важен. Планы по позициям, уходящим игрокам вместе с главным тренером обсуждал спортивный блок, и они пришли к общему мнению, с кем, к сожалению, нам дальше не по пути.
Если рассматривать ситуацию с точки зрения силы или слабости состава, то для РПЛ в некоторых случаях, безусловно, нам нужны лучше готовые к этому уровню интенсивности игроки. Будем стараться привезти футболистов, которые будут сильнее тех, кто покинул команду.
— Иностранцы будут?
— Будут.
— Стоит ждать каких-то громких подписаний?
— Смотря для кого они будут громкими. Может быть, условно, для «Спартака» — нет. Исходя из наших возможностей, которые не самые большие по сравнению с другими клубами РПЛ, будем надеяться, что сможем сделать несколько знаковых подписаний, которые усилят команду и смогут сохранить ей прописку в элитном дивизионе и дальше.
— Не могу не спросить про Георгия Джикию и Артема Дзюбу, которые стали свободными агентами. Вам было бы интересно пригласить их?
— Не могу единолично кого-то приглашать, у нас для этого есть своего рода трансферный комитет. Я не являюсь большим специалистом в области выбора футболистов и оценки их игровых характеристик — никогда не залезаю на эту территорию.
— Джикия и Дзюба усилили бы «Акрон»?
— Очевидно, если смотреть на их качества и опыт — это очень хорошие игроки. Но вопрос состоит в том, насколько они для нас достижимы и насколько они подходят под требования главного тренера. Это тоже немаловажно, потому что мы же не можем рандомно собирать состав.
— Еще в 2019 году бывший директор «Акрона» Иван Киреев заявил, что приоритетом в селекционной работе клуба является возвращение воспитанников «Академии футбола имени Коноплева». Вы до сих пор пытаетесь отталкиваться от этого?
— Этот вектор давно неактуален. Когда я приходил в клуб в 2021 году, действительно было много ребят, являющихся воспитанниками «Академии имени Коноплева». Они до сих пор находятся в клубе, но сейчас у нас растут новые звездочки — Барт, Пестряков, которые прошли академию и работают с первой командой. Приоритет у нас поменялся в сторону воспитания и привлечения ребят, которые прошли нашу вертикаль. В селекционной политике мы придерживаемся принципа «Быстрее, выше, сильнее» и чтобы для нас игроки были доступны, а какой у них паспорт, какая академия — это второстепенно.
«В ТОЛЬЯТТИ У «АКРОНА» ДОЛЖЕН БЫТЬ СВОЙ ДОМ. С ФОРМАТОМ НОВОГО СТАДИОНА МЫ ПОКА ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ»
— В следующем сезоне вы будете делить одну арену с «Крыльями Советов». Как считаете, стадион выдержит такую нагрузку? Проблем с газоном не будет?
— Мы очень надеемся, что стадион выдержит такую нагрузку, иначе это решение не было бы принято на уровне стадиона, области. Компетентные органы в российском футболе эту ситуацию рассматривали, и раз два клуба из Самарской области будут играть на одном стадионе, значит, всё в порядке. История знает много примеров, когда в Москве у ряда клубов строились стадионы и они играли на одной арене. Уверены и очень надеемся, что агрономы будут прекрасно готовы к такому развитию событий. Плюс на стадионе сейчас происходит реновация, к июлю поле должно быть готово.
— На случай какой-либо чрезвычайной ситуации, как, например, это было с газоном на стадионе «Спартака» в начале весны, какой резервный стадион вы заявите?
— Уже заявлен стадион в Нижнем Новгороде.
— Будет ли построен новый стадион для клуба «Акрон», или же стоит ждать реконструкции стадиона «Торпедо»?
— Основную информацию по этому поводу мы озвучим позже, потому что мы продолжаем обсуждать варианты с владельцем клуба. В Тольятти у «Акрона» должен быть свой дом. С форматом мы пока определяемся. Как только сможем сказать, в каком ключе мы двигаемся, обязательно это сделаем.
— В связи с выходом в РПЛ планируется ли дальнейшее развитие «Академии футбола имени Коноплева» как клубной базы?
— Сейчас у нас полным ходом идет реновация по инфраструктуре. Мы уже успели ввести в эксплуатацию поле, ведутся работы по возведению полноразмерного манежа, который будет на территории академии. Есть большая программа вместе с правительством Самарской области по улучшению всей инфраструктуры академии. Что касается спортивной составляющей, то у нас есть замечательный главный тренер Игорь Николаевич Родькин, который только зимой пришел в академию. Мы точечно усилили позиции в тренерском штабе. Как в первой и второй командах, так и в академии в ближайшем будущем планируем усиления в виде специалистов разного профиля. В ближайшее время ждем фитнес-датчики на пять команд — вторую, молодежную и три возраста ЮФЛ, чтобы качественно отслеживать все данные по физической готовности футболистов. В таком ключе мы и продолжаем работать. Вы правильно заметили, что за шесть лет мы многое прошли, но многое еще впереди. Академия является важной составляющей в нашей вертикали.
— В 2023 году была создана вторая команда «Акрона». Как оцените этот проект спустя год? Он оправдывает себя?
— За короткий срок несколько ребят закрепились в обойме первой команды, есть ребята, которые поедут сейчас на сборы с основой. Так что такой проект себя оправдывает. Для нас самое главное — не счет, не место, а развитие ребят. Но так как первая команда шагнула в РПЛ, раздумываем над тем, чтобы и вторая немного подтягивалась в уровне. Да, наверное, придется поставить «Акрону-2» какую-то турнирную цель, чтобы разрыв между первой и второй командами, в том числе с точки зрения лиг и уровня футболистов, был поменьше. Но мы не хотим отказываться от задачи иметь 75-80% от воспитанников «Акрон-Академии Коноплева» в составе второй команды.
«КОНЕЧНО, НАМ БЫ ТОЖЕ ХОТЕЛОСЬ УВИДЕТЬ ОДИННАДЦАТЬ ВОСПИТАННИКОВ «АКРОНА» В ОСНОВЕ, ТОЛЬКО СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЭТО ЗАЙМЕТ?»
— Почему решили проводить предсезонные сборы в Турции?
— Были варианты в России, но в связи с разного рода мероприятиями, турнирами, логистическими особенностями, требованиями нашего тренерского штаба к инфраструктуре, нам это показалось накладно по времени. Не было конкретной одной локации, где есть всё. Трафик Москвы накладывал бы свой отпечаток на качество подготовки команды. В Турции нам предложили эксклюзивные условия и разные модификации использования поля с точки зрения нанесения разметки, полива и так далее, плюс там не так жарко.
— Есть ли понимание по возможным соперникам на сборах?
— На текущий момент окончательного списка нет. Были наметки по соперникам из турецких лиг, но надо чуть-чуть подождать.
— Владелец «Краснодара» Сергей Галицкий однажды сказал, что его футбольная мечта — одиннадцать воспитанников в основе клуба. Как вы считаете, это реально?
— Смотря в какой ситуации. В принципе, это абсолютно реально хоть завтра. Тут вопрос состоит в том, а для чего? Сергей Николаевич, наверное, говорил о каком-то особенном матче, может быть, игре плей-офф Лиги чемпионов или Суперфинале Кубка России. Конечно, нам бы подобного тоже хотелось, только сколько времени это займет?
— Какая у вас футбольная мечта?
— Она, конечно, есть, но пока оставил бы её при себе. Одна из целей, которая равна мечте, осуществлена с футбольным клубом «Акрон». Будем дальше продолжать двигать клуб все выше и выше. У нас есть определенная дорожная карта, которую мы с Павлом Анатольевичем изначально определяли. Есть цели, к которым мы хотим двигаться.
— Какие ожидания у вас от предстоящего сезона?
— Исключительно положительные. Мы в предвкушении. Хотели быть в РПЛ — и мы там оказались. Надо хорошо подготовиться к сезону.
— За счёт чего «Акрон» может пошуметь в РПЛ? Немногие радостно восприняли выход вашего клуба в премьер-лигу.
— Если мы говорим про спортивную составляющую, то «Акрон» может пошуметь за счет селекции и подготовки. Ситуация осложняется тем, что команду покинуло много игроков, им надо найти замену, а времени на это катастрофически мало. Допускаем, что к 20 июля у нас будет не тот комплект, который мы в итоге хотели бы видеть. Будем стараться привезти ребят как можно быстрее. Ну и надо учитывать, как команда подготовится на сборах.
Разговоры о том, что немногие радостно восприняли выход «Акрона» в РПЛ, меня не раздражают. Тем более я особо не видел каких-то слов о том, что нас не хотят видеть в высшем дивизионе. Наоборот, кто нас только не поздравлял! Пару раз видел, что нас называли «клубом-однодневкой», «искусственным проектом» и так далее. Отвечу, что мы чётко понимаем, как и куда нам нужно двигаться, на это выделяются определенные ресурсы. Удивляло, как поверхностно люди о нас думают. Хейтеры есть у всех, и, может, хорошо, что на шестой год своего существования у нас появилась и такая аудитория, но сопереживающих и радующихся за нас все-таки больше.
— Как вы считаете, по какой системе лучше играть — «осень-весна» или «весна-осень»?
— Сложно однозначно ответить на этот вопрос. У каждой из систем есть плюсы. И учитывайте, что география лиги меняется каждый сезон. У меня однозначного мнения, какая из двух систем — зло, наверное, нет. Есть некоторые неудобства: все мы видели проблемы из-за погодных условий. Но надо смотреть на общую картину. У нас иногда зима может длиться до мая — и тут ни один формат не поможет.
— Вы можете представить, что в бюджете «Акрона» в перспективе появится хотя бы капелька бюджетных денег?
— Логичнее этот вопрос задавать владельцу клуба. Именно он выделяет средства на наше развитие. Думаю, скорее всего, ответ будет такой: на уровне клуба и в операционно-стратегической деятельности Павел Анатольевич хотел бы продолжить то, что есть сейчас, то есть полную автономию. А что касается инфраструктурных вопросов, решение которых пойдет на благо не только «Акрону», но и всему Тольятти и области, то, думаю, никто бы не был против такого развития событий, особенно, если всё будет идти конструктивно с определёнными совместными целями. Это бы только пошло на пользу популяризации футбола.